Самое важное об интеллекте. Что нужно знать?
Самое важное об интеллекте. Что нужно знать?
Любая задача человеком решается одинаково: играет ли он в шахматы, рисует ли картину, точит ли деталь, пилит ли лобзиком.
Как так? Ведь, очевидно, что в руках человека разные инструменты и задачи разные, почему же вы говорите, что он решает их одинаково?
Да, с точки зрения ЧТО именное человек делает, он решает разные задачи и инструменты у него разные. Но с точки зрения подхода к выполнение задачи, КАК он собирается её решать АЛГОРИТМ будет одинаков, в зависимости от уровня развития человека.
И вот, что я имею в виду.
Наш ум может работать в 3-х разных режимах.
Первый — естественная реакция
Есть раздражение, внешний стимул, посыл и есть естественная реакция: привычка, программа, алгоритм.
Например, мне это задача не нравится (оценка её) — она напрягает меня, буду делать эту работу абы как.
Здесь творчества ноль. Здесь работает определенная установка, в лучшем случае, инструкция, думать не надо, поступай, как сказано или написано. .
Человек с таким типом мышления рисовать будет «по инструкции», играть в шахматы по своей программе (у него нет достаточного обучения, чтобы думать самостоятельно). Поэтому любую задачу он может решать на таком лишь уровне.
Суть такая: на внешний стимул запускается встроенная программа поведения. Как следствие имеем определенную реакцию.
В этой программе есть определенные «развивалки» — «думалки»: если — то, когда — тогда и поведение из-за этого может быть сложным, но на выходе всегда будет определенная предсказуемая реакция.
Второй тип мышления — опыт
У человека помимо естественных реакций есть ОПЫТ.
Он — специалист, он решал задачу несколькими способами, он может опереться на СВОЙ опыт.
И он с удовольствие берется за ЗНАКОМУЮ и понятную ему задачу. Такой подход похож на творчество, но оно в рамках имеющегося опыта. Дай человеку задачу, которая ЗА пределами его знаний и он не будет её решать. Скажет: «Не могу, не хочу, не буду».
Третий способ решения задач — вера
Это тот способ, который желательно развить в себе: вера в возможность решения любой задачи при условии изменения себя.
Если задача не по силам, а ваш опыт быстро это определит, это значит, что вы никогда не увидите её решение, не изменив себя. Решение задачи лежит ЗА ПРЕДЕЛАМИ вашего знания, опыта и уровня интеллекта.
Чтобы её решить:
- нужно найти недостающие звенья,
- нужно понять, что вы не знаете,
- какими навыками ещё не обладаете,
- что нужно развить в себе.
[info_border pre_border_color="red" width="100%" text_align="left" hex_border_color="" hex_text_color=""]Такой подход требует в первую очередь ИЗУЧЕНИЯ или ПОЗНАНИЯ себя: своих сильных и слабых сторон, критического подхода.[/info_border]
Например, я хочу иметь хорошие отношения с каким-то человеком. Для этого нужно: уметь слушать собеседника, уделять ему время, не осуждать его, принимать таким, как есть, уважать его точку зрения и т.п.
Что из перечисленного я умею делать?
Как я слушаю других людей? Умею? Допустим, да.
Тогда почему ЭТОГО человека не выслушиваю? Потому что недооцениваю его.
А почему? Не разглядел его достоинства или наоборот унизил, осудил его.
Задача — понять, принять без осуждения. Только тогда отношения смогут наладиться. А эта задача (принять) выше моих способностей сейчас. Если бы было не так, то не было бы и проблемы.
[info_border pre_border_color="red" width="100%" text_align="left" hex_border_color="" hex_text_color=""]
Итак, без работы над собой, не обойтись. Или умри для своей гордости, высокомерия или будешь иметь тот же самый результат, что и раньше (отсутствие отношений).
[/info_border]
Выводы
Все три способа мышления могут быть в каждом человеке одновременно.
Например, когда я копаю огород, я больше задействую мышечную память, научившись однажды копать и мое «творчество» только в том, чтобы регулировать скорость копания, отдых, чередуя методичность, равномерность с экспрессивными рывками. Чтобы разнообразить процесс. Но в целом работает программа «Копай».
Когда я пишу какой-либо конспект, слушая лекцию, я использую свой опыт. Мне нужно сопоставлять услышанное, с тем, что я знаю, записывать инсайты, оформлять запись.
Здесь опыт только на руку и сложной задачи нет. Нужно проявлять сообразительность, подключать память, воображение, анализировать, сопоставлять, включаться в процесс обучения.
Но когда вы или я сталкиваемся с какой-то проблемой, «горой», которая выше, больше вас, то здесь ВСЕГДА понадобится третий тип мышления, который следует развивать.
И он связан с исследованием своих реакций, своего опыта, чтобы определить, что я не знаю, что меня тормозит, чего я боюсь, от чего убегаю, какие я знаю варианты решения, у кого можно спросить, как спланировать и т.п.
В этом случае опыт не помощник, так как в вашем арсенале может и не быть необходимых инструментов (навыков). Их нужно добыть (развить) и только тогда задача решиться.
Для решения таких задач в первую очередь понадобиться ВЕРА.