О совести... Размышления
Сегодня немножко размышлений. Что такое совесть?
Одно из определений, это: «Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».
Давайте поразмышляем над этим высказыванием. В данной формулировке мы видим человека и социум. А также то, что совесть — некий «инструмент», измеряющий достаточность человека в глазах этого социума, определяющий правильность его поведения, мыслей, но... с позиции самого человека и с позиции окружающих людей. Точнее с позиции коллективного сознания.
То есть, совесть в таком контексте — это нечто, что ориентируется на мнение людей, на культуру, на законы общества.
И тогда, как работа совести африканца и европейца будет отличаться, в зависимости от норм, установленных в обществе или в племени.
Стало быть, мы не можем сказать, что совесть — это универсальный инструмент в каждом человеке. Возможно, он задумывался Творцом именно таким, универсальным, но работает не одинаково у людей.
Тогда, зачем нам совесть и какой от неё прок?
Совесть — это нечто, данное нам, чтобы общество могло гармонично функционировать, чтобы люди могли взаимодействовать между собой на основе общих мнений и взглядов, ценностей и приоритетов.
Итак, сделаем первый вывод:
- Совесть, как некая психологическая реакция и суждение, есть у каждого человека.
- Формируется она с самого детства под влиянием семьи, общества, культуры.
- И именно поэтому совесть у разных людей будет работать совершенно по-разному, что для одних — зло, для других может быть добро.
Например, совесть нацистов, совершающих холокост, не была обременена чувством вины, так как они, оболваненные пропагандой, совершали «благое дело», убивая евреев.
Если быть точнее, их совесть и моральные принципы были искажены. Зло (убийство) было возведено в ранг добродетели. И совесть была обманута ложными мотивами и воззрениями.
Но, как так? Ведь традиционно считается, что существует некий эталон совести, некий внутренний моральный закон. И он для всех одинаков.
Думаю, что, да, есть некий эталон!
Но зачастую этот внутренний эталон не работает, как надо, потому что формирование совести все-таки зависит от внешней среды. Тем и разняться культуры разных народов...
Или тем можно объяснить, что совесть у некоторых людей может быть сожжена, у а других, наоборот, чересчур чувствительна.
Итак, что получается? Что совесть — это моральная оценка в соответствии со шкалой ценностей, но эта оценка зачастую отражает коллективное бессознательное.
Оценка наша, и казалось бы, субъективная, но при этом берётся во внимание точка зрения окружающих людей и то, как мы их понимаем! И тогда совесть, это некая субъективная проекция на себя коллективных общепринятых стандартов.
И что получается?
А то, что эта оценка, может не иметь ничего общего с реальностью!
Не вы, а люди, общество и культура определяют то, как будет работать ваша совесть. Не человек определяет, опираясь на внутренние откровения, а внешние установки и коллектив определяют его ценности.
И если эти общественные установки близки к Божьим стандартам, то все хорошо. В обществе есть мораль, есть правильные ценности. И совесть такого человека более-менее работает правильно.
Хотя и здесь есть подвох. Потому что мнение людей, по-прежнему, остаётся определяющим. Пусть даже ХОРОШЕЕ мнение и правильная оценка, но это мнение людей, а не глубоко внутренние убеждения человека.
Поэтому, когда человек оглядывается на оценки других, (как кто обо мне думает, предположительно), то тем меньше в нем остаётся его самого! И тем больше он становится частью других. Частью коллективного, что неплохо само по себе, но недостаточно, чтобы человек был самостоятельной, зрелой личностью. А если, не дай Бог, общество ошибается или заблуждается, вот тут и человек попал также в заблуждение.
Хотите практический пример?
Очень крайний и негативный — диктатура пролетариата и ассоциативный ряд: враги народа, контрреволюция и все такое в годы Советской власти.
Все эти идеи были навязаны идеологией большевиков, а потом восприняты, как норма, как незыблемый закон и справедливость. И люди стали жить согласно нормам совести «революционно настроенных масс».
И да, многие из людей чувствовали, что что-то не так, но их совесть, оболваненная пропагандой уже работала иначе. Их совесть уже не была их совестью, а служила Великому Делу коммунизма. Человек был поглощён коллективным сознанием, становясь винтиком в системе.
Другой пример, библейский. Суд над Христом и распятие. Люди были захвачены рассуждениями Синедриона, верили букве Закона, а не здравому смыслу, были захвачены коллективным ажиотажем и их совесть, воспитанная Торою, не смогла противостать навязанной лжи. Внутреннего откровения о Христе не было, извне давила тьма, авторитет фарисеев сделал своё и весь народ кричал: «Распни!»
Так неужели совесть — это отрицательное чувство? Конечно же — нет.
Но работать она должна, в первую очередь, не на восприятие общественных ценностей и не на осуждение кого-то в этом контексте, кто нарушает коллективный порядок. Совесть была задумана так, чтобы она работала на самого человека, направляя его к истине и к Божьему закону.
Таким образом, истинная совесть — это такая оценка наших действий, когда мы судим себя, не оглядываясь ни на кого вокруг, а только на гармонию собственной души.
Следовательно, истинное действие совести — покаяние. Если в вашей жизни происходит покаяние, раскаяние, вы осознаете ошибки и исправляете их, то это свидетельство того, что ВАША СОВЕСТЬ работает ПРАВИЛЬНО.
Если вы свои ошибки не исправляете, но ЧУЖИЕ замечаете, ваша совесть работает НЕПРАВИЛЬНО. В лучшем случае вы представляете некие коллективные ценности, боретесь за них, а в худшем, сами нарушаете их.
Проще говоря, если вы не судите себя, не исправляете в своей жизни недостатки, а смотрите на других и видите их грехи и только, то, уверяю вас, ваше рыльце также в пушку.
Совесть над дана не для осуждения других, а для исправления себя в соответствии с законами Бога.
Совесть — понятие относительное) уж очень