Продать или втюхать?
Эпиграф: «Понимаю только одно: сайт, блог, статья должны что-то продавать. Если не товар, то услугу, если не услугу, то идею, если не идею, то стиль, если не стиль, то... Тогда толк будет».
Немного необычная для меня тема – продажи, но появились мысли, почему бы не поделиться. Не претендую на завершенность их, нет. Скорее, смысл этих размышлений в том, чтобы посмотреть на продажи с необычной для нас стороны и что-то взять для себя с этой статьи. Получится сделать это – значит, я справился с заданием.
Статья длинная, разобью её на цикл из 3-х частей, поэтому подписывайтесь на блог...
Итак, постулат первый:
Любая продажа – это искусство убеждения. И наоборот, где есть акт переубеждения, там происходит продажа.
Вот вокруг этого тезиса я и буду «крутиться» в ближайшие несколько минут.
Но начну с того, что является для всех нас очевидным исходя из нашего опыта. Человек покупает что-либо тогда, когда убежден в том, что предлагаемый товар:
- ему нужен,
- он решает его проблему,
- он качественный или
- он повышает его социальный статус.
Какая бы не была причина покупки – человек хочет, прежде чем купит товар, получить уверенность в том, что он приобретает ценную и нужную для него вещь.
Именно в этом направлении и должен работать продавец, если хочет продать свой товар. Поэтому он должен знать:
- Какую проблему решает товар?
- В чем его ценность?
- Какие он (продавец) дает гарантии?
Ко всем этим вопросам можно подходить на уровне шаблонного мышления. Да, да я знаю, что товар должен удовлетворить покупателя, этому мы уже обучены, об этом много слышали, но на самом деле, какими бы шаблонными не выглядели эти вопросы – это очень правильные вопросы. Любой товар можно и нужно реально оценить с его практической точки зрения и дать ему должную характеристику.
Нельзя плохой товар выдавать за хороший. Но и нельзя хороший товар продавать, как плохой. И то, и другое – неправильно. В первом случае получается ситуация, когда лишь бы продать. Во втором, неуверенность мешает продать.
Продажа, как я уже сказал, связана с искусством убеждения. Продажа — это всегда торги, буквально или мысленно, но покупатель всегда взвешивает, приценивается. Что интересно, этот процесс напрочь отсутствует, когда человеку что-либо дарят.
Подарить и продать – это разные действия, хотя внешне выглядят одинаково: человек, имеющий вещь, теряет власть, контроль над неё.
В чем же разница между подарком и продажей?
Подарок это безвозмездная отдача, часто односторонний процесс. Одариваемый становится перед фактом: тебе делают подарок, прими!
Продажа – это двухсторонний процесс, взаимообмен, спланированный процесс, так как всегда взвешиваются ценности, что и почем. Правила игры совсем другие.
К подаркам у людей более лояльное отношение, чем к продажам. Подарить – это считается благородно, продать – считается менее благородно. Альтруизм, благотворительность возводится в ранг святых, бескорыстных дел, продажа – корыстное дело. Такой традиционный взгляд. А если копнуть глубже, у многих людей слово «продать» ассоциируется со значениями – втюхать, впарить, лишь бы деньги заработать. Правда, есть такое представление? Почему же так?
Потому что тот, кто продал, как правило, выиграл, а тот, кто купил – не факт. А вдруг – брак, а вдруг не то купил, а если испортится? При покупке у человека может быть страх. Именно поэтому на Западе, разбираясь в психологии потребителей, покупателям создают чувство безопасности. Гарантии, защита прав потребителей и т.д. Покупатель должен чувствовать себя в безопасности, он должен доверять продавцу, не понравился товар – могу вернуть, поэтому, если есть гарантии – есть и покупки. Риска никакого. Так это работает.
Продавец обычно не чувствует страха, когда продает. У него появляется дискомфорт только тогда, когда есть жалобы и претензии или когда товар не продается. Но изначально, когда он продает (выполняет свою функцию) и покупатель покупает (выполняет свою функцию), риск приходится на долю покупателя. Поэтому для последнего — фактор доверия и гарантии чрезвычайно важны. Такова психология покупателя и ничего с этим не поделаешь.
Зная это, продавец должен давать гарантии качества – иначе, чем он будет отличаться от других продавцов? Его бренд и есть его качество, это гарантии безопасности, интересы потребителей (прежде всего), и сервис. Поэтому успешные продажи будут у тех, кто способен убедить покупателей в своей лояльности к ним, в качестве и в пользе товара.
Если вы думаете: у меня будут покупать по определению, это заблуждение. Ваш товар может быть лучшим, но если конкурирующая фирма создает заботу о посетителях и клиентах, объясняет преимущества товара, показывает его выгоды, она продаст больше.
В следующей статье продолжим тему. Подписывайтесь на обновления.
Автор: Игорь
Чистый звук в мире инфобизнеса
В 99% случаев люди платят деньги за совершенно не нужные им вещи и услуги. Если бы было наоборот и люди были бы готовы платить деньги именно за то, что им реально нужно и полезно, то зарплата учителя была бы намного выше зарплаты стриптизерши.
Привет Игорь Статья заставляет сильно
задуматься и заметить что на рынке в частности
в рунете появились проекты технологий бизнесов
21 века...Это настоящая инновация требующая
отдельного разговора.я уже начал знакомиться с
этой концепцией и готов с Тобой поделиться дней
через пару.Хочу получить Твоё профессиональное
мнение если ТЫ разрешаешь............
С уважением.Ави.
Проекты технологий бизнесов 21 века... Я в этом ничего не понимаю. )
За то я начал понимать!
это- конструкция обычного бизнеса
только без Втюхиваня.A технологией
поиска наилучших решений............
НЕ волнуйся я к тебе очень тепло отношусь.
С уважением.Ави. ❗
Спасибо, Ави.
Здравствуйте. А мне кажется. что продавец тоже должен испытывать страх, если знает, что продает некачественный товар. Он должен готовиться к возвратам и негативным отзывам. Репутация в интернете тоже чего-то стоит?
Репутация стоит, конечно. Но вряд ли продавец со страхом будет что-либо продавать. Если его товар — лохотрон, то у него нет страха по определению, потому что его задача — развод и деньги. Если у него качественный товар, то вместо страха — он дает гарантии качества.
В любом случае, продавцу должна быть присуща презентабельность, а не страх и неуверенность. Скорее всего, вы имели ввиду совестливость, а не страх.
Поэтому богат не тот, кто производит суперклассный продукт, а тот, кто суперклассно умеет продать продукт.
Очень часто начинающие предприниматели ошибочно полагают, что им стоит лишь найти хороший и нужный всем продукт — и люди сами его раскупят. А потом такой предприниматель получает от жизни по зубам, потому как дело не в товаре, а в умении его хорошо и грамотно продавать.
Да. Бизнес — это продажи, а не пылящийся на полках товар. Найти нишу, создать продукт — это пол дела, а продать — совсем другое и не факт, что автор умеет это делать.
Игорь, приветствую!
Статья, надеюсь, сподвигнет читателей думать в правильном направлении!
Моё любимое определение такое: ПРОДАЖИ — это взаимовыгодный обмен.
Читателям предлагаю ознакомиться с моей статьёй «Заработок на блоге Как сделать его реальным?», в ней я раскрываю это определение применительно к блоггингу. ppconsulting.ru/?p=77
Насчет страхов продавцов скажу следующее: главный страх — не продать. Потратить на клиента время, силы, нервы — и не продать. К продажам через блог это относится в меньшей степени, конечно, но тем не менее...
Продавец — такой же человек как и вы со всеми своими слабостями.
Вот именно. Если у человека будет лозунг — «Продать любой ценой», то в ход пойдут ущербные методы. Сначала для клиента, потому для самого продавца (рикошетом)
Любой ценой продавать ни в коем случае нельзя. Продавец должен понять, что покупателю нужно, может ли его товар его потребности и только тогда продать. Причем, если в процессе выявления потребностей станет понятно что товар, который мы продаем, не может удовлетворить потребности клиента, нужно просто об этом сказать и ни в коем случае не навязывать. Клиент будет благодарен, что ему не «втюхали» ненужный товар и вернется к этому продавцу в случае появления отребности.
Да, Юлия. По сути правильная продажа предполагает общение и взаимопонимание. Бывает покупатель сам точно знает, что ему нужно и ищет необходимый товар. А бывает, что сам не знает, что хочет. Тогда нужно выяснить, что именно ему нужно.