Что такое инсайт и какое он имеет отношение к обучению?
На своем блоге я размышляю о такой теме, как обучение. Свидетельством тому уже ранее опубликованные статьи:
- Обучение – это не просмотр курсов и прослушивание тренингов...
- Ведению блога и заработку на нем нужно обучаться!
- Задача и способы обучения!
Все это неслучайно, так как в моем понимании способность к обучению – одно из условий достижения успеха в жизни.
При этом важно понимать, что процесс накопления информации не есть залогом качественного обучения. Если вы привыкли пассивно слушать лектора, спикера или преподавателя, это значит, что ваше обучение сводится всего лишь к складированию информации в своем уме. Вы надеетесь, что когда-то воспользуетесь ею. Когда-то, но не сейчас.
Такой подход к обучению малоэффективен. Большая часть информации лежит мертвым грузом, никак не используется и со временем забывается.
Существует ли более эффективный метод обучения?
Да, и он связан с процессом озарения, когда вы способны генерировать собственные, нужные вам идеи. Этот процесс называют ещё инсайтом.
Слово «insight» – в переводе с английского означает, проникновение в суть, озарение, понимание, прозрение, догадка.
На практике инсайт выглядит так.
Вы сидите на лекции и слушаете слегка заунывную речь преподавателя. Все вокруг скучают, но только не вы. Почему? Потому что вы никак не зависите от спикера.
Вы не пришли развлекаться, вы не пришли скучать, вы в поиске новых решений и озарений! Такая активная позиция побуждает вас вылавливать из скучной речи лектора недостающую для вашего понимания информацию. Вы ищите недостающие пазлы. В вашем представлении складывается нужная вам картинка.
В таком случае, если формат общения позволяет задавать вопросы, вы будете их задавать. Вы будете также эмоционально реагировать на слова, вы внутри активны. Вы не просто принимаете инфорамцию, слушая её, вы УЖЕ РЕАГИРУЕТЕ на неё.
Вы не анализируете спикера, насколько хорош он. Вы ищите озарения, вы сами определяете для себя, что будете получать их, и они приходят. Все зависит от вашей активности, от вашей осознанности, от вашей способности генерировать идеи, а не от спикера.
Это и есть инсайт – ваша осознанная умственная активность, которая не зависит от внешних условий.
ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ БЛОГА И ПОЛУЧАТЬ НОВЫЕ СТАТЬИ, АУИДО И ВИДЕОКУРСЫ
Чтобы попасть в такое состояние, нужно принять для себя, что вы учитесь везде и всегда. Если вы так о себе думаете, так оно и будет:
- вы можете посмотреть на проходящего мимо человека и получить озарение;
- вы можете услышать разговор проходящих мимо людей и получить озарение;
- вы можете зайти в магазин и получить озарение;
Почему? Потому что ваш ум настроен на поиск недостающих звеньев нерешенной вами задачи, и вы находите их.
Обучение сегодня и его особенности
В прошлом веке обучение заключалось в том, чтобы стать «ходячей библиотекой», этаким, профессором, знатоком, удивляющим всех своими знаниями. При этом, главная задача спикера или лектора заключалась именно в передаче знаний. Если этот процесс был, то считалось, что и процесс обучения был.
Сегодня, когда у всех имеется неограниченный доступ к информации, смысл обучения состоит не в накапливании её, а в умении находить ответы на поставленные вопросы.
Стало быть, чтобы получить ответ, его нужно сначала задать, не так ли? А от кого это зависит? По большей части от самого человека (ученика).
Задача хорошего преподавателя сегодня состоит в том, чтобы разбудить сознание обучаемого, чтобы тот начал сам задавать вопросы и искать ответы на них.
Не в лоб нужно выдать ему очередную порцию знаний. Сегодня ЭТО УЖЕ НЕ РАБОТАЕТ. Каждый из нас уже по самое не хочу завален информацией, поэтому «ученик» (вы) автоматически отфильтрует её и пропустит мимо ушей. ))
Но когда же ваше сознание разбужено, когда вы способны генерировать собственные идеи, а не пассивно получать информацию, вот тогда вы способны идти вперед, окрыленные этими идеями.
Думая, что теперь вам понятен смысл слова «инсайт», и какое отношение это состояние имеет к обучению.
Озарение — это ещё не применение!
Второй важный момент обучения – это применение идей. Вы можете сгенерировать много различных идей, но если хотя бы часть из них не получится применить, они потеряются в суматохе дней.
Поэтому важно, чтобы обучение было тесно связано с применением. Порою даже бывает целесообразнее начать что-то делать, чтобы понять, в каком знании у вас есть недостаток или что на самом деле стоит или не стоит делать.
Когда вы начинаете что-то делать, вы сталкиваетесь с проблемами, у вас возникают вопросы. Теперь вы уже действительно начинаете понимать, что именно вам нужно знать. Теперь вы начинаете изучать именно то, что вам нужно. Затем вы опять двигаетесь вперед, повторяя цикл снова и снова.
Не ждите, что вы сначала будете все знать и только потом приступите к делу. Учитесь на ходу, в процессе выполнения поставленной задачи.
Заключение!
И в заключение, ещё один важный момент.
Инсайт — это озарение, которое вы получаете в силу того, что готовы его принять. Готовы, это значит, что у вас есть СИЛА (способность) принять и удержать озарение, знание, понимание.
Для того , чтобы лучшего понять, что значит «готовность принять», приведу пример.
Допустим, у меня есть 1 тонна зерна и я могу с вами поделиться этим добром. Вопрос, сколько я вам отсыплю при условии, что могу большую часть зерна отдать вам безвозмездно?
Ответ: столько, сколько вы сможете принять!! Если у вас есть тара на 100 кг, значит, вы столько и получите. Меньшая тара — получите меньше. Есть несколько мешков — получите больше.
То есть, помимо вашей насущной потребности, существует ещё и некая «объективная реальность»: ваша «тара» — ваша способность принять.
Сколько бы вы ни выпрашивали у меня зерна, аргументируя, что вам нужно для полного счастья 500 кг, если у вас тара на 50 кг, я отсыплю вам ровно столько, сколько вы можете принять.
Проблема не в том, что у Бога нечего дать людям или в закромах Вселенной по объективным причинам все время какая-то недостача. В данном случае проблема в способности ПРИНИМАТЬ.
Ещё важный момент. Готовность принять не нужно путать со своим желанием принять что-то. Вы можете сказать: «Я хочу, я давно хочу и я готов». А я спрошу, уверены ли вы, что готовы, что у вас ЕСТЬ СПОСОБНОСТЬ ПРИНЯТЬ?
Готовность принять — это как ложбина. Она объективно готова принять воду. Чтобы она о себе ни думала, если будет дождь, она наполнится водой. Бесспорно. А вот возвышенность — нет. Гора также. Сколько бы дождь не лил на нее, стечет вся вода.
Поэтому вопрос принятия чего-либо (доброго) — это не вопрос вашего хочу-не хочу, а больше вопрос действительного вашего внутреннего состояния.
Если внутри гордость, критика, недовольство, неверие, сомнение, сколько не лей на эту «гору» всякого добра, стечет. Подумайте над этим...
Делаем вывод: если хотите что-то получать, развивайте в себе СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ. А эта способность, по моим наблюдениям, развивается, когда вы отдаете.
Другими словами, ДАВАЙТЕ и ДАСТСЯ ВАМ! Попробуйте посмотреть на это, как на закон жизни.
Итак, подведем итог всему ранее сказанному.
1. Сегодня накапливание информации бессмысленно. Это «пережиток» прошлого.
2. Не ставьте свое обучение в зависимость от лектора или преподавателя, думая, что он положит вам в рот нужное знание.
3. Ищите озарения, будьте активны в своем обучении, генерируйте идеи – это ваше право так реагировать на любую информацию.
4. Применяйте полученное знание или сгенерированные идеи.
5. Развивайте в себе способность принимать, отдавая то, что УЖЕ имеете.
Сформируйте в себе такой подход к обучению, и вы увидите перемены в своей жизни. Развивайте в себе способность работать с информацией, а не накапливать её.
P.S. В основе поста — моя статья, которая была написана для продажи на Адвего и Текстсейл, но увидел больше смысла в публикации её на своем блоге.
Подписывайтесь на Блогопрактику — Километры Полезной Информации! Рекомендую также книгу:
Автор: Игорь
Чистый звук в мире инфобизнеса
Золотые Ваши слова:
«Поэтому важно, чтобы обучение было тесно связано с применением. Порою даже бывает целесообразнее начать что-то делать, чтобы понять, в каком знании у вас есть недостаток или что на самом деле стоит или не стоит делать.»
Именно «начать делать» вызовет жажду знаний, то есть инсайт.
Спасибо, Сергей ))
В нашей голове часто много разных гипотез, которые мы принимаем за «чистую монету». Применение (эксперимент) должно обнаружить, что из наших предположений стоит внимания, а что нужно выкинуть и забыть.
В науке обычно так и делают. Любую гипотезу нужно доказать или опровергнуть опытным путем. А в обыденной жизни люди склонны доверять своим мыслям, хотя можно было бы и пора уже задуматься. Потому что результат или то, что мы имеем по факту, говорит о наших правильных или неправильных предпосылках в нашей голове. ))
Игорь, я поражена в очередной раз.
Инсайт — это слово слышала, но только сегодня, читая Вашу статью, поняла его смысл. 😐
Я отошла от Блогопрактики еще в прошлом году.
Думая, что создание сайтов, доведение их до ума — это дело моей жизни, я ошиблась. Слушала Ваши подкасты. И однажды стрельнуло (наверное, это и был ИНСАЙТ!). Поняла, что МНЕ нужно, чем я хочу заниматься.
Это тема здоровья и интернет-магазин товаров для здоровья. 😯
Спасибо Вам, Игорь, за просветление в моей голове.
Пожалуйста, Галина ))
Много раз замечала, что не воспринимаю информацию, хотя рассказывают правильные вещи. Иногда даже бывает жаль времени, потраченного на какую-нибудь лекцию. Не потому, что ненужная информация. Просто мне в данной ситуации она не принесла ничего нового.
Но на Вашем блоге, Игорь, в любой статье есть фишки, за которые сразу «хватаешься» и начинаешь делать.
Например, сегодня:
5. Развивайте в себе способность принимать, отдавая то, что УЖЕ имеете.
Сразу вспомнилась фраза, чтобы в Вашей жизни появилось что-то новое, избавьтесь от старого.
Я уже пару лет держу в голове идеи, с которыми не могу расстаться. А из пункта 5 последовало: нужно оформить эти идеи в виде «учебника», словаря, справочника (что больше подойдет), отдать людям и «забыть», начав заниматься чем-то новым. Причем идеи нового тоже уже есть.
Верно я поняла этот пункт?
Я думаю, что да, если вы сами пришли к такому выводу, Галина.
Для примера, я уже давно не занимаюсь транскрибацией, хотя люди постоянно подписываются на мою рассылку и скачивают книгу. Свой опыт работы в 2010 году я оформил в книгу, отдал, сделав этот блог, и «забыл», так как в определенный момент понял, что вырос из формата работы по расшифровке аудио.
Принять что-либо новое не получится, если не отдать то, что уже имеешь. Это, как пропускная способность, которую нужно прокачать. Больше отдаешь, больше получаешь.
А ещё, идеи нужно проверять. Пока они в голове, все кажется таким занятным и привлекательным. А начнешь делать и понимаешь сразу — жизнеспособна идея или надуманная, интересная или так только казалось.
В мыслях все делается быстро и без проблем. А на практике проверяется, действительно ли ты этого хочешь (готов и будешь делать) или какая-то идея — это красивая иллюзия, успокаивающая ум своей мнимой перспективой. Нужно избавляться от таких идей и иллюзий, и давать место тем, которые идут изнутри. Это мой личный подход. Чем больше органики — тем лучше. Чем больше поверхностности — тем хуже. Запутает...
Верный у Вас подход, Игорь! 😯
Я тоже все свои идеи сначала проверяю на себе.
Ну не могу я «грузить» людей тем, чего не знаю, не чувствую, не понимаю. 😀 Хотя, как пришло из моего «опыта» работы в сетевых компаниях, от меня требуют продаж, количества баллов, приведенных людей. Или на спонсоров таких я все время попадаю?
Когда я говорю, что лучше пойду помогу соседке тете Маше вылечить ее болячку, меня уверяют, что так я не заработаю ничего. Да, может и не заработаю на тете Маше, но ее СПАСИБО, хорошее ко мне отношение, забота и молитвы защитят меня и мою семью, помогут всегда в трудную минуту.
Кстати, сегодня День Пожилого Человека! Милые, родные, дорогие, с праздником.
Очень интересно, Игорь. Про обучение и про отдачу.
Осталось только понять, что именно нужно отдавать, а что — нет. Под словом «отдавать» подразумевается, насколько я понимаю, «отдавать хорошее». Но наше внутреннее может нам ошибочно представляться, что оно — хорошее. А на самом деле...
Критерий поверки нужен.
Критерий проверки — сам человек и его ценности, в зависимости от того, чем или кем они были сформированы. А не обманываться относительно своих критериев поможет закон сеяния и жатвы. Его не обманешь.
Заблуждаться свойственно любому человеку, равно и возможность для исправления от него никто не отнимает, если только человек того хочет.
Закон сеяния и жатвы — это «что посеешь — то и пожнешь»?
Тогда получается, что сеять надо полноценные семена, то есть то, что и сам мог бы использовать для себя. Или еще какой-то закон есть?
Да, получается, что так. ))
Есть ещё «золотое правило».
Какое правило? 😈
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Но, ведь люди часто поступают не совсем хорошо. То есть получается надо также поступать?
Как вы, Александр, ХОТИТЕ, чтобы с вами поступали люди (хотите, чтобы поступали хорошо), так и вы поступайте с ними, независимо от того, как они поступают по отношению к вам (нехорошо поступают).
Это типа подставил одну щеку для пощечины, поставь и другую?
А не сядут ли на голову такие люди, зная доброту вашу?
Что-то вроде того, только мы сейчас говорим не о реальных пощечинах, а об отношении к человеку. Кажется, Конфуций сказал, если ты ненавидишь, значит тебя победили.
Не сядут ли люди, зная доброту? Моя доброта не в том, что я потакаю во всем человеку, а в том, что я не хочу унижать его достоинство. Как это будет выражаться (мой ответ) — все зависит от конкретной ситуации. ))
Философ прям.)) Замечательная статья, Игорь!) Согласна с тем, что чтобы что-то понять, надо начать действовать и тогда вопросы сами просятся задаться. Я на лекциях слышала преподавателей, но не слушала их, меня этот монотонный голос усыплял.)
А когда, например, по физике проходили лабораторные работы, то вот это уже было интересно очень.) Практика, сразу вопросов куча, да и запоминается так легко.)
Да, философией попахивает ))
Но, человек все равно будет унижать. И ему же не важно, что ты не унижаешь? Если ему хочется, он ведь все равно будет делать? И получается, что он садиться на шею.
Это ты так думаешь, что ему неважно. )) Он унижает, потому что сам был унижен, уже, по факту, когда-то, кем-то... Как только он попадет в реальность другого отношения к нему, у него появится выбор. Не факт, что он это заметит или поймет, но кто-то ему должен дать право выбора.
Вообще сложная тема, но я бы не говорил ничего такого, если бы у меня в жизни не было реальных фактов, когда мое доброе отношение к человеку, несмотря на его разбрызгивание слюной в мою сторону, вдруг, резко меняло его отношение ко мне. Не всегда так получалось у меня, раньше хотелось той же монетой ответить и отвечал, но уже неоднократно убеждался в том, что добро побеждает зло. Это не сказки ))