Метаморфозы: способы и приемы рерайта
Итак, как мы поняли из предыдущего поста, главное оружие блоггера – это тексты, а качественный рерайт — это один из способов их создания.
Этот пост будет о том, как сделать рерайт, какие есть способы преобразования текста, как можно изменить его. Эти задачи в одинаковой мере стоят, как перед блоггером, так и перед рерайтером.
Итак, я покажу на конкретных примерах, как один и тот же текст можно подать «под другим соусом».
Оговорюсь сразу, что цель этого и следующего поста не в том, чтобы дать исчерпывающую информацию по данному вопросу. Нет. Моя цель разбудить в вас ваши способности, чтобы вы могли творчески подходить к написанию своих текстов.
Скажу ещё, что я сам учусь этому искусству, тем не менее, хочу поделиться теми фишками и приемами, которые интуитивно сам нашел или позаимствовал у кого-то. Итак:
Способы и приемы рерайта
Начнем с самого простого. Способ первый.
Объясняем, пересказываем смысл только одного предложения
Такой прием я использую только в тех темах, которые мне хорошо известны, когда нет необходимости сначала досконально изучить статью, а потом уже писать. Пишется обычно текст сразу, после беглого просмотра статьи.
Чтобы использовать этот прием, нужно прочитать одно предложение, уловить его смысл и пересказать его другими словами. Здесь пишем просто, как понимаем суть прочитанного. Например,
Оригинал: Постоянство в любом деле есть предпосылкой его успеха.
Рерайт: Чтобы добиться успеха – нужно постоянство, каким бы вы делом не занимались.
Как видите, смысл остался. В одном случае фраза звучит, как констатация факта. В другом, как условие.
Оригинал: Любой успешный блог, в принципе, тем и характеризуется, что обновляется достаточно часто.
Рерайт: Если присмотреться к любому успешному блогу, то нельзя не заметить, что характерной чертой есть частое обновление.
Тот же прием. Когда он используется, вы не думаете об оборотах речи, что на что вы меняете, вы сосредотачиваете свое внимание на сам СМЫСЛ фразы.
А теперь прочитаем весь абзац:
Оригинал: Регулярное обновление блога – путь к его популярности
Постоянство в любом деле есть предпосылкой его успеха. Ведение собственного блога не является исключением из правил. Регулярные публикации новых статей качественно отражаются на развитии блога в целом. Любой успешный блог, в принципе, тем и характеризуется, что обновляется достаточно часто.
Рерайт: Как часто вы обновляете блог?
Чтобы добиться успеха – нужно постоянство, каким бы вы делом не занимались. Это в равной степени относится и к ведению блога. Если вы регулярно публикуете новые статьи – все это будет способствовать росту популярности блога. Если присмотреться к любому успешному блогу, то нельзя не заметить, что характерной его чертой есть частое обновление.
Ещё раз сравните эти два абзаца. Речь идет об одном и том же, но перед нами два совершенно разных текста. Рерайт был сделан мною не задумываясь, какие именно приемы здесь были употреблены. Я просто прочитал фразу, уловил смысл, передал его другими словами. И так фразу за фразой.
Но все же, здесь явно прослеживается принцип «условие». Первый абзац – это констатация. Во втором, я употребляются слова, «если», «чтобы». В первом тексте этих слов нет вообще.
Вот ещё пример смыслового рерайта:
Рерайт: Кое-кто думает, что быть фрилансером могут только молодые люди.
Почему в предложении ничего не сказано об энергии и силе. Потому что этот смысл на себя забрало слово «только», тем самым, подчеркнув исключительность молодежи. Кстати, эту мысль можно развить в следующем предложении.
Ещё варианты рерайта:
1. Существует парадигма, что фриланс – это удел молодежи.
2. Если кто думает, что фриланс это работа только для молодежи, тот глубоко ошибается.
Итак, надеюсь, вы поняли, суть этого приема.
Прежде, чем мы перейдем к разбору следующего способа, я скажу, что очень часто именно начало работы над текстом уже задает последующий стиль его изложения. В большинстве случаев, достаточно лишь правильно начать, как нить повествования уже будет держаться сама.
Способ второй: «Образная картинка»
Исходный текст: У некоторых вебмастеров сайт слишком нагружен рекламой, мигающими баннерами, завлекающими текстами.
Как и когда можно сделать рерайт, применив прием «образная картинка»? Это возможно в том случае, если исходный текст сам подсказывает вам определенный образ. Вам нужно всего лишь ЕГО «схватить» и придумать свою историю, описывая картинку.
Образ: сайт, как рождественская елка, мигает, сверкает, а посетителю, что от этого?
Пишем: Случается, что во время поиска нужной мне информации в Интернете, я попадаю на сайт, глядя на который, у меня просто «разбегаются глаза». Там столько всего навешано! Разношёрстная по тематике реклама, мигающие баннеры, сбившиеся в кучу в сайдбаре, продажные ссылки, неимоверное количество партнерских программ. Не сайт, а рождественская елка. Глядя на все это, у меня создается впечатление, что автор хочет удивить посетителей количеством развешанных «игрушек». Но на самом деле, эффект от этого зрелища прямопротивоположный. У меня возникает желание сбежать из этой информационной свалки.
Итак, что я сделал? Я взял за основу образ, придумал историю, точнее не придумал, а вспомнил нечто подобное и дал свою оценку увиденному. В результате на выходе совсем иной текст.
Возьмем, применим к этому тексту другой способ. Проанализируем, о чем идет речь в первом предложении исходника. О сайте. Сайт нагружен. Давайте сразу введем действующее лицо в нашу историю и применим синонимы к словам. Получим:
Рерайт: Некоторые вебмастера чрезмерно загружают свой сайт рекламой, сверкающими баннерами, рекламными текстами.
В вашем рассказе появилось действующее лицо. Теперь вы можете описывать ситуацию, как бы, глазами вебмастера.
Прямой подбор синонимов
Мы только что применили этот прием, и это считается самым простым способом сделать рерайт. Мы меняли слова: завлекающими на рекламными, сверкающими на мигающими и т.д.
Вроде бы все просто. Но, я хочу сказать, что это самый непродуктивный способ. Если вы просто ищите синонимы, это все равно, что поэт-недоучка ищет сначала рифму, а потом образ. Ищите прежде всего смысл и образы, а слова сами найдутся.
Хотите узнать ещё другие приемы, подписывайтесь на обновления блога, не пропустите новую статью.
Автор: Игорь
Чистый звук в мире инфобизнеса
отличный разбор полетов по рерайту. согласен и поддерживаю, фразеологическая траскрипция одно, а вот смысловое наполнение другое,и хоть второе произвести гораздо сложнее, но именно это и отличает человечные сайты)
Да, второе произвести сложнее, но во втором подходе весь цимус. В текст вкладывается энергия собственной мысли. Получается преобразование текста, а не простая «игра слов».
Спасибо за советы.
Рерайтинг для меня уже не составляет сложностей, вот только не знаю как получается для моих читателей, вроде бы не жалуются, а значит все в порядке)
Если не жалуются, значит получается 😉
Настоящий мастер-класс по рерайту! Спасибо, Игорь. У меня, к сожалению, получается рерайтить только по вдохновению.
Да, под настроение по вдохновению лучше получается.
интересная статья про рерайт. для начала стоит этому поучиться, а потом уже нанимать фрилансеров
Спасибо за подсказки, очень похоже на пограничный уровень рерайта — копирайта.
Так оно и есть. Я бы такую статью, после «метаморфоз» продавал бы как копирайт. Проще мыслить блоками и менять статью, чем по словам, путем подбора синонимов.
Я такого же мнения. Чтобы сделать рерайт такого вида, нужно вникнуть в суть. А раз уже суть ясна, то выходит, что ты пишешь свои мысли. Просто план построения статьи подсматриваешь у другого автора. А бывает, что во время рерайтинга, появляются собственные соображения, и тогда уже переходит полностью в копирайтинг.
Да, именно так. Правда, Берестнев не согласился бы с нами, что создание уникальных статей — это копирайтинг. В Буржунете копирайтинг — это исключительно продающий текст. Хотя на бирже Адвего именно под копирайтингом подразумевается уникальный текст.
Ну, да! Тогда правильнее будет ВЕБРАЙТИНГ.
Понравился и термин у Трубадура — Фрирайтинг, объединяющий рерайт, вебрайт, и копирайт.
Берестнев как начинатель имеет полное право на определения.