Чтобы изменяться, нужно учиться!
Чтобы изменяться, нужно учиться. Это каждому понятная истина, непонятно только, почему процесс обучения у людей со временем превращается. Чем старше человек становится, тем меньше он учится. Заметили такую закономерность?
Дело в том, нашему мышлению свойственно замусориваться. Поэтому воспринимать что-то новое становится сложнее.
При этом, мусорное мышление не значит много ненужной информации. Отнюдь. Дело не в информации, а в защитных механизмах, которые вырабатываются с течением времени:
1. Перенос.
2. Ожидания.
3. «Мне положено…»
4. Ловушка опыта.
5. Отторжение.
Давайте кратко рассмотрим их.
1. Перенос
Перенос звучит так: «Ко мне это не имеет никакого отношения!»
Приведу пример, как это работает. Вы читаете книгу, видите в ней хороший совет, полезный. И затем думаете, вот ЭТО как раз то, что надо услышать или прочитать моему начальнику, соседу, моей жене или другу. Да, да... И вы при встрече рассказываете историю, советуете, наставляете на «путь истинный».
Бывало такое с вами? Со мной бывало.
Сегодня это работает несколько иначе. Мы спешим поделиться в соцсетях новостью, видео, ссылкой без того, чтобы из услышанного или увиденного взять для себя что-то полезное.
Это и есть отстранение:
- Мы стремимся научить других тому, что нам нужно усвоить самим.
- Мы стремимся привить другим те качества, которые нам стоило бы приобрести самим.
2. Ожидания
Вторая преграда на пути к обучению — ожидания. Получив негативный опыт от взаимодействия с кем-либо, мы автоматически ожидаем того же.
С одной стороны это понятно. С другой стороны мы попали в ловушку собственных негативных ожиданий. Предыдущее событие сформировало его.
Поэтому во взаимоотношениях с человеком, к которому есть негативные или завышенные ожидания, или заниженные, вы получите тот же негативный результат. Ваши ожидания вам его создадут.
Что делать?
Нужно быть реалистом. Если кто-то занудно преподает, плохой собеседник, склочный человек, то ваша личная инициатива, а не пассивное ожидание создадут новое. Задайте правильный вопрос: как из сегодняшнего дня, из отношений, из обучения извлечь максимум пользы?
3. Мне положено!
Это потребительское отношения ко всему. Мышление ребенка. Это когда нам кажется, что КТО-ТО, что-то ВАМ ДОЛЖЕН.
Руководитель ДОЛЖЕН. (думать, решать, заботиться). Родители должны. Компания. Государство. Друзья, подруга. Все что-то должны.
Конечно, не все сразу должны. Но в определенный момент вы можете заметить, что реагируете именно так:
«Почему он или она не сделают вот и так. Неужели сложно додуматься».
Это и есть «мне положено». Такие мысли мешают предпринимать конкретные шаги в жизни и превращают людей в пассивных нытиков.
4. Ловушка опыта!
Я все знаю, я достиг, я смог, лучше меня никто не знает. Я самый, самый... Ловушка опыта мешает услышать новую мысль, другую мысль, отличающуюся от вашей. Это — гордость, спрятанная в доспехи профессионализма.
Чтобы развивать в себе желание учиться, постоянно спрашивайте себя: «Как мне повысить свою эффективность? Как приобрести новые навыки? Чему ещё я могу научиться».
5. Отторжение.
Непохожих на нас людей, мы подсознательно отторгаем. Непохожесть — это разница в возрасте, это различия во вкусах, взглядах на жизнь, практическом опыте. Родители отвергают детей, (что они вообще понимают, пожил бы ты с моё), руководители — подчиненных или наоборот и так далее.
Отторжение создает напряжение в коммуникации и взаимопонимании. Научиться, услышать другого — невозможно в состоянии отторжения.
Что делать?
Подумайте: «Мы всегда и постоянно ученики, в одних обстоятельствах. И мы все учителя, в других. Повсюду есть ценные уроки, нужно только быть внимательным». Поэтому, задавайте СЕБЕ вопрос: «Как мне по-настоящему услышать и применить советы этого человека?».
Учитесь каждый день чему-то новому. В этом смысл жизни. Учитесь любить и принимать другого человека.
Спасибоо Игорь. Со всем согласен. Если заболел из за беспорядочного образа жизни — ничего не меняешь, но хочется изменений, ничего не бутет хорошего. Вера без дел мертва...